Эдите Пьехе – 81: Чего поклонники не знают о знаменитой певице

31 июля исполось 81 легенде эстрады, народной артистке СССР Эдите Пьехе. Наверное, нет человека, который не слышал бы ее песен. Ее называют женщиной без возраста, иконой стиля, первой дамой советской эстрады. О ней написано так много, что сложно добавить что-то новое. Однако в ее биографии были и такие факты, о которых вспоминают редко.

Наверное, всем известно то, что родители Эдиты Пьехи – поляки, но родилась она не в Польше, а во Франции, куда семья отправилась в поисках работы. Там Эдита провела первые 9 лет своей жизни. Отец хотел назвать ее Эдитой, а мать – Марией, и при рождении она получила двойное имя, но представлялась всегда Эдитой. Ее первое выступление на публике состоялось в 7 лет: в честь окончания войны она прямо на площади спела «Марсельезу». В 4 года Эдита потеряла отца и пообещала, что назовет сына в его честь. Но у нее родилась дочь, а Станиславом назвали внука.

В 1946 г. Эдита вместе с матерью, братом и отчимом вернулась в Польшу. До 17 лет она не говорила по-русски – до тех пор, пока не решила участвовать в конкурсе на продолжение учебы в СССР. Там она поступила в Ленинградский государственный университет и была принята в ансамбль студентов Консерватории под руководством Александра Броневицкого. Первая популярность пришла к ней, когда в новогоднюю ночь 1956 г. она выступила в Ленингардской консерватории с песней «Красный автобус» на польском языке. В том же году она записала первые пластинки.

В 1957 г. ансамбль Броневицкого «Дружба» завоевал золотую медаль на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве, а спустя 2 года коллектив расформировали за «пропаганду джаза» и искажение певицей русского языка (ей так и не удалось избавиться от акцента, который вскоре стал ее визитной карточкой). Позже Эдита Пьеха рассказывала: «Пока выступали как самодеятельные артисты – все шло гладко. Но стоило нам начать выступать от «Ленэстрады», как посыпалась критика. Слово «джаз» считалось тогда чуть ли не ругательным, и статьи о нас пестрели фразами такого рода: «Эту кабацкую певицу надо хорошенько выстирать по самое декольте», «Это – подражание буржуазному джазу», «Нам не нужны микрофонные шептуны». Тут и чиновники от культуры опомнились, начали нас ругать и в 59-м вовсе дисквалифицировали».

В 1976 г. Эдита Пьеха организовала свой ансамбль. Ее пластинки расходились миллионными тиражами, на фирме «Мелодия» было записано более 10 дисков-гигантов. За рекордные тиражи грамзаписей Пьеха была удостоена в Каннах высшей награды – «Нефритового диска». Во многом она была новатором – первой певицей, которая сняла микрофон со стойки и пела, свободно перемещаясь по сцене, первой начала общаться со зрителями на концертах, первой исполнила твисты и шейки, первой из всех советских артистов выступила в Афганистане и Боливии, первой спела на сцене концертного зала «Олимпия» в Париже. Ее называли главной модницей и первой дамой советской эстрады, так как она всегда умела эффектно и элегантно выглядеть и сотрудничала с Вячеславом Зайцевым.

Эдита Пьеха с ансамблем, 1977 год

Эдита Пьеха не только выступала на сцене, но и снималась в кино – в ее фильмографии больше 10 работ. Их могло быть намного больше, если бы первый муж певицы, Александр Броневицкий, не был таким ревнивым. В большинстве случаев он не разрешал жене сниматься, особенно если партнеры по съемкам вызывали у него подозрения. Он не волновался только тогда, когда в комедии «Неисправимый лгун» она играла вместе с Георгием Вициным, известным своим пуританским нравом.

Однажды Пьеху пригласили сниматься в фильме «Анна и Командор» и выслали ей сценарий, а Броневицкий спрятал его от жены на антресолях. В результате роль досталась Алисе Фрейндлих, а певица узнала об упущенном шансе только несколько лет спустя, когда нашла сценарий.

Ей часто приписывали несуществующие романы с сильными мира сего. Мол, у Пьехи всегда были высокопоставленные покровители – потому и продержалась столько лет на эстраде. Сама она признавалась: «Покровитель – это тот, кто помогает. Мне всегда помогали простые люди. А высокие покровители… Я могла, может быть, нравиться Брежневу, он мне даже подарил розы в ГДР, в посольстве, и поцеловал в щечку. Но на этом все покровительство и закончилось. Послы многих стран, где я побывала, мне симпатизировали. Я – как мягкая кошка, которую можно погладить, чтобы снять стресс, но не более. Никогда не пользовалась моментом, оказавшись рядом с человеком, правящим этим миром, чтобы что-нибудь у него попросить…».

Эдита Пьеха и в зрелые годы прекрасно выглядит и не боится появляться перед камерами – принимает участие в ток-шоу и телепередачах, дает интервью, иногда выступает на сцене. Лучшим отдыхом певица считает долгие пешие прогулки. Она не любит светской тусовки и не посещает модные заведения. Уже 20 лет Пьеха живет за городом, так как своим источником энергии считает природу и тишину. Часть своего дома она отвела под «павильон воспоминаний», где хранит концертные платья, афиши и награды.

Однажды знаменитая певица призналась в том, что по-настоящему она была счастлива только на сцене, а не в личной жизни: Почему Эдита Пьеха решила «оставить женское счастье на обочине».

Источник: kulturologia.ru