Внедрение информационных технологий в ТЭК

275

Топливно-энергетический комплекс в России это основной «двигатель» экономики нашей страны, поэтому на предприятия ТЭК всегда первыми внедрялись современные технологии и инновационные разработки. В большинстве случаев средства, инвертировавшиеся в ИТ, использовались для автоматизации нефтегазовой промышленности, в то время как остальные отрасли переживают не лучшие времена. На многих предприятиях используется устаревшее оборудование, отсутствует прямое взаимодействие между отделами, не развита система электронного документооборота, не соблюдаются требования безопасности и т.д. Между тем, развитие отрасли невозможно без решения таких задач, как:

  • оптимизация технологических процессов всего производственного цикла – от добычи сырья до реализации готовых продуктов потребителям;
  • модернизация устаревшего оборудования;
  • развитие технологической инфраструктуры;
  • повышение эффективности управления отрасли в целом.

В условия современной экономики без внедрения современных информационных технологий решить эти задачи невозможно. Характерная особенность предприятий ТЭК – территориальная удалённость, обуславливающая необходимость внедрения систем дистанционного управления, оперативного обмена данными и документами. Как планируется решать эти проблемы с помощью внедрения информационных технологий в ТЭК, расскажет Сергей Терёшкин, руководитель топливно-энергетической компании OIL Resurs.

Приоритетные направления развития ТЭК в области ИТ

В последнее время в ряде секторов ТЭК наметилась тенденция укрупнения предприятий, что значительно усложняет всю цепочку производственных процессов. Поэтому внедрение автоматизированных систем управления сегодня является наиболее приоритетным. Во многих компаниях ТЭК сегодня развиваются такие направления ИТ, как:

  • ERP – система планирования финансовых ресурсов;
  • САПР – система производственного планирования и контроля;
  • CPM – автоматизированная система управления эффективностью предприятия.

Внедрение этих технологий не заменяет собой использование стандартных программ по управлению персоналом или финансовому, бухгалтерскому или налоговому учёту. Система интегрируется в уже существующую структуру и позволяет объединить все процессы в единый комплекс, представляющий собой корпоративный информационный портал с персонифицированным доступом пользователей. Применение таки информационных технологий позволяет оптимизировать взаимодействие между предприятиями, дистанционно обмениваться и согласовывать документы, оперативно решать насущные вопросы и контролировать исполнение поручений.

Помимо информационной поддержки оперативного обмена данными, управления и документооборота большое внимание на предприятиях уделяется системам безопасности и управления окружающей средой. Сегодня инвесторов предпочитают вкладывать средства в экологически благополучные предприятия, так как «чистое» производство пользуется наибольшей популярностью среде партнёров и клиентов. В связи с этим многие компании ТЭК начали применять различные системы экологического менеджмента.

К числу перспективных технологий для ТЭК относится и IP-телефония – удобный вариант для связи, экономящий немало средств, особенно в условиях территориальной распределённости предприятий. Будут востребованы и мобильные корпоративные приложения, позволяющие оперативно решать текущие вопросы, устранять незначительные ошибки, контролировать выполнение поручений и т.д. Все эти технологии могут стать очень полезными для развития комплекса. однако их внедрение до сих пор затормаживается рядом факторов.

Проблемы внедрения ИТ

Несмотря на активное внедрение информационных технологий в нефтегазодобывающей отрасли, текущий уровень автоматизации остальных предприятий ТЭК в целом остается невысоким. Этому способствует целый ряд различных проблем, основанных на недостатках как всей российской экономики, так и отдельных отраслей. Наиболее явные:

  • Масштабность топливно-энергетического комплекса. Обеспечить ИТ-сервисами сразу на все предприятия невозможно, поэтому обычно применяется одна из стратегий информатизации. Технологии интегрируются либо с отдельными бизнес-процессами, либо поэтапно внедряются в различные подразделения. Такой подход позволяет постепенно автоматизировать системы учёта и управления, при этом не разорив компанию.
  • Недостаток финансирования, спровоцированный общим неудовлетворительным состоянием российской экономики. Наверное, единственная отрасль, где эта проблема не так глобальна, – нефтегазодобывающая промышленность, у которой есть средства и на закупку оборудования, и на привлечение специалистов, и на прокладку магистральных и коммуникативных сетей. Более того, сегодня многие компании этого сектора ТЭК начали разработки собственных систем учёта и управления.
  • Непонимание руководителей возможностей современных ИТ и финансовой отдачи от их внедрения. Несмотря на что технологии, используемые в данные момент уже устарели, они всё же работают. Поэтому для руководителя совсем неочевидна выгода от усовершенствования системы, тем более, несущее дополнительные затраты на замену оборудования.
  • Дефицит грамотных ИТ-специалистов, обусловленное отсутствием в стране специализированных институтов, обучающих не просто «компьютерщиков», а ИТ-менеджеров с маркетинговым мышлением. Сегодня успешность компании зависит не только от выбора правильной стратегии развития, но и от своевременного реагирования на изменения вокруг, что сделать без общего представления о событиях очень сложно. Такую информацию ИТ-специалист может предоставить руководителю только в случае, если хорошо ориентируется в деятельности компании и понимает возможные последствия произошедших изменений.
  • Использование зарубежного ПО, что не только значительно увеличивает стоимость переоснащения, но и блокирует работу российских производителей. Причём проблема не в отсутствии или качестве современных отечественных технологий, а в том, что предприятия избегают их приобретать, используя различные предлоги.

Справиться с этими проблемами можно только при помощи государства. Необходимы целевые программы поддержки развития информационных технологий в ТЭК, организация системы профильного обучения ИТ-специалистов, стандартизация систем и т. д.