Скелеты в семейном шкафу: Кто из предков Пушкина был русским Отелло, а кто Маркизом де Садом

653

На школьных уроках литературы о поэтах и их семьях принято говорить только в положительном контексте. О мрачных тайнах умалчивают, дабы не смущать детские умы. А на самом деле по истории рода великого русского поэта Александра Пушкина можно было бы снять захватывающий многосерийный триллер.

Отелло русского разлива

Прадед поэта по отцовской линии, Александр Петрович, по роду службы вынужден был жить вдали от семьи, в Санкт-Петербурге, по мере возможности навещая жену, жившую с двумя детьми в Москве. В 1725 году каптенармусу Преображенского полка А.П. Пушкину позволили взять отпуск сроком на год.
Счастливый отец и муж вернулся в лоно семьи. Он мечтал увидеть радостную супругу, соскучившуюся по своему благоверному, однако его мечтам не суждено было сбыться. Авдотья Ивановна встретила мужа с прохладцей. Тем не менее, на людях они вели себя как образцовая супружеская пара и не давали повода для сплетен.

Внезапно Александр Петрович захворал — у него болело сердце, дыхание было затруднено, началась рвота, впоследствии — с примесью крови. Больше всего эти симптомы подходят к описанию панических атак. После того, как больному полегчало, у него стали проявляться признаки серьезного нервного расстройства. Он начал подозревать всех близких в том, что его хотят отправить на тот свет, стремился уехать из дома. Параноидный психоз зашел настолько далеко, что прадед поэта хотел попросить дать ему драгун для охраны.

Авдотья Ивановна обратилась к местным знахарям и это сыграло роковую роль в ее судьбе. Александр Петрович решил, что его хотят отравить. На пике обострения заболевания у него были галлюцинации, в одной из которых он увидел колдуна Анания у постели жены. Пушкин набросился с ножом на беременную Авдотью и убил ее. Произошло это 17 декабря 1725 года.

Женоубийцу арестовали, но ввиду его болезненного состояния отпустили на поруки братьев. В феврале 1726 года, то есть спустя пару месяцев после убийства, он умер. Двоих детей Александра Петровича Пушкина, Льва и Марию, передали под опеку их деду по материнской линии.

Яблоко от яблони

Лев Александрович был страшно ревнив. Женившись на Марии Матвеевне Воейковой, он измучил ее своим взрывным характером, подозрительностью и жестокостью.
Одно время в доме Пушкиных работал гувернером венецианец Харлампий Меркади. Он был учителем греческого и итальянского языка у детей Льва Александровича, а затем перешел служить к брату его жены, А.М.Воейкову. Неизвестно, была ли на самом деле измена, или это всего лишь плод распаленного воображения Л.А.Пушкина, но ревнивец сговорился с шурином наказать красавца-гувернера. Избив учителя до полусмерти, они заключили его под арест в деревне Воейкова. Пострадавший умудрился бежать из домашней тюрьмы и подал на обидчиков в военный суд.

По словам поэта, Мария умерла, будучи запертой в имении. Но это всего лишь семейная легенда, так же как и то, что гувернера повесили на заднем дворе. Ведь спустя год после суда у Марии родился еще один ребенок. Умерла первая жена Льва Александровича в тридцатилетнем возрасте.

Второй раз ревнивец женился на «перестарке»: Ольга Васильевна Чичерина, которая не вышла замуж до 27 лет, считалась в те годы совсем незавидной невестой. Красотой девушка не блистала, равно как и пять ее сестер, которые так и остались старыми девами. В этом браке у Ольги и Льва Пушкиных родилось 4 ребенка, один из которых, Сергей, стал отцом русского гения.

Первая жена Абрама Петровича

Чернокожие братья Абрам и Алексей были куплены в Константинополе и подарены Петру I. О старшем Алексее известно мало, а вот Ибрагим-Абрам заслужил свое место в истории. Он был любимцем царя, начав свою карьеру барабанщиком в Преображенском полку, а службу оставил, будучи уже главным военным инженером государства.
Первой женой Абрама Петровича стала Евдокия Диопер. Мужа гречанка не любила и от брака была не в восторге, поскольку уже присмотрела себе жениха — офицера Кайсарова. Абрам был негром, крепостным, и на момент свадьбы ему исполнилось уже 40 лет. То есть женился арап в весьма преклонном по тем временам возрасте и это явно не было его достоинством.

После свадьбы муж увез гречанку в Пернов (Пярну) — скучный провинциальный городок. Девушка спустя несколько месяцев после свадьбы завела себе любовника, некоего Якова Шишкова. Муж-рогоносец узнав об этом из слухов и сплетен, добился признания жены в измене.

Вот как описывает в 1877 году эту историю Опатович С. Е. в своей книге «Русская старина»:

«Подав жалобу на своих подчиненных, Ганнибал принялся и за жену, и плохо стало бедной. Он приставил к ней крепкий, надежный караул и неоднократно брал ее к себе, в свои покои. Там, в стены, повыше роста человеческаго, ввернуты были кольца. Туда вкладывались руки несчастной и ея тело повисало на воздухе. В комнате заранее приготовлены были розги, батоги, плети и муж «бил и мучил несчастную смертельными побоями необычно», принуждая ее, чтобы она на суде при допросах показала, будто «с кондуктором Шишковым хотела его, Ганнибала, отравить и с ним, Шишковым, блуд чинила».
После дознания жену ревнивца отправили на Госпитальный двор. Ганнибал должен был платить за ее содержание, но отказался это делать, поэтому Евдокия голодала, мерзла, и мечтала о мести.

Ганнибал-двоеженец и незаконнорожденные дети

Абрам Петрович не долго страдал, и вскоре начал сожительствовать с Христиной-Региной фон Шеберг — дочкой капитана. У них один за другим начали рождаться дети, и арап стал задумываться о будущем своих отпрысков. Для этого нужно было заключить официальный брак с Христиной. В 1736 году, когда судебное дело Евдокии еще не было закрыто, Ганнибала и его любовницу венчал священник Петр Ильин. Так крестник Петра I стал двоеженцем.
Первая жена оказалась злопамятной, что неудивительно, учитывая то, как с ней обращался Абрам Петрович. Для того, чтобы добиться развода, он приказал офицерам учинить прилюдное избиение женщины розгами на глазах у всего Пернова, а затем отправить на Прядильный двор, «навечно».

????????????????????????????????????

Евдокия подала прошение, чтобы ее перевели в Санкт-Петербург, где написала челобитную, в которой утверждала, что оклеветала себя из-за побоев. Гречанку отпустили на поруки к ее знакомым на Васильевский остров. На том же острове жил и Абрам Петрович, которому докладывали о каждом шаге первой жены.

А докладывать было о чем. Женщина, соскучившись по любви и ласке, сошлась с подмастерьем и забеременела от него. Абрам Петрович написал заявление на нее. Бумажная волокита длилась с 1732 до 1753 года. Больше двух десятков лет решалась судьба Евдокии и Христины. В итоге консистория решила первый брак аннулировать, второй признать действительным, Ганнибалу назначить денежный штраф и епитимью, а несчастную гречанку сослать в Староладожский монастырь.

Абрам Петрович прожил со своей второй женой долгую и счастливую жизнь. В этом браке у него родилось 11 детей, причем последний ребенок появился на свет, когда африканскому прадеду А. С. Пушкина исполнилось 70 лет.

И еще один двоеженец

В 1773 году Осип Абрамович Ганнибал взял в жены Марию Пушкину. Дед поэта женился на девушке, которой грозило остаться старой девой по причине далеко не юного возраста. От этого брака родилось двое детей, из которых выжила лишь первая дочь, будущая мать Александра Сергеевича Пушкина.

Осип Абрамович влез в долги, охладел к супруге и с легкостью «похоронил» ее, когда ему понадобилось жениться на новом своем увлечении — Устинье Толстой. Ловелас сказал, что овдовел. К слову, своей новой супруге потомок африканского двоеженца задолжал 27000 рублей.

Обман был раскрыт, и второй брак аннулирован, а двоеженца «сослали на галеры», то есть отправили служить на флот, который в то время воевал в русско-турецкой войне. По возвращении сын Ганнибала доживал в своем имении, утешаясь ласками крепостных крестьянок. Их, по свидетельству современников, у него был целый гарем

Источник:kulturologia.ru