Игра на музыкальных инструментах влияет на структуру мозга, улучшает память, пространственное мышление и речевые навыки.
Исследования, представленные на ежегодной встрече Общества неврологии (англ. Society for Neuroscience) в этом годупоказали, что музыкальное образование меняет мозг, особенно, когда такое обучение начинается в возрасте до 7 лет,
Некоторые из областей мозга могут извлечь выгоду из этого, включая области, связанные с развитием языковых навыков и функций, таких как организация, планирование и управление временем и пространством.
Положительный эффект заметен в любом возрасте, но более выражен у маленьких детей.
В 2015 году в американском журнале Proceedings of the National Academy of Sciences были опубликованы результаты исследования развития мозга у двух групп подростков из одной школы в Чикаго.
Первые учились музыке, а вторые проходили подготовку на юниорскую военную программу (Junior Reserve Officer Training Corps program).
Ученые использовали методы нейропсихологии и замеряли то, как мозг подростков, участвующих в эксперименте, воспринимал и реагировал на речь после трех лет обучения по выбранному направлению.
К концу эксперимента, все респонденты так или иначе улучшили свои показатели, но именно в разнице и заключалось самое интересное.
Студенты из «музыкальной» группы развивались быстрее и интенсивнее, чем те, кто проходил военную подготовку.
В течение 9 месяцев ученые наблюдали за тем, как уроки музыки и живописи влияют на развитие детей. В эксперименте участвовали 32 ребенка в возрасте 8–9 лет. Никто из ребят до этого не занимался музыкой.
Детей протестировали неврологи, психологи и педагоги на предмет умения читать, моторики речи, поведенческих особенностей и развития головного мозга.
Перед авторами стояли задачи:
- 1) можно ли говорить о врожденной предрасположенности к музыке, или это результат образования;
- 2) улучшает ли музыкальное образование когнитивные способности мозга, в частности чтение и построение речи.
Детей разделили на две группы. Одним стали преподавать музыку, других обучать живописи. После 6 месяцев повторили тестирование. Результаты превзошли ожидания.
Оказалось, что даже через такой короткий промежуток времени юные музыканты обогнали живописцев по многим параметрам.
Они показали лучшие результаты по чтению, смогли преодолеть скованность в речи. Изменение биоритмов мозга доказывало влияние уроков музыки на нервные процессы.
Кроме того, у всех музыкантов улучшилось поведение, они стали внимательнее к тому, что говорили взрослые, и не воспринимали их слова в штыки.
Есть много объяснений для этого эффекта: например, теория нейронных связей и теория ритмов.
Первую предложила группа исследователей из Калифорнийского Университета: по их словам, за «музыкальное» и пространственное мышление отвечают одни и те же участки мозга, и поэтому их развитие тоже связано.
Вторую теорию выдвинул британский ученый Лоуренс Парсонс (Lawrence Parsons) и его коллеги: в основе теории лежит понятие «мысленного вращения» (mental rotation).
Мысленное вращение и чувство ритма, считает Парсонс, возможно благодаря мозжечку — части мозга, отвечающей за точную, мелкую моторику.
Человек, занимающийся музыкой и развивающий чувство ритма, параллельно развивает и способность решать задачи с «мысленным вращением», которое, в свою очередь, связано с пространственно-временным мышлением.
Возьмите эту информацию на заметку!
Источник: lifter.com.ua