Польская аристократка советского кино: как спасали от репрессий дочь «врага народа» Софью Пилявскую

615

Актрису Софью Пилявскую большинство зрителей помнит по роли тетушки главного героя Алисы Витальевны в фильме

«Покровские ворота». И в зрелом возрасте она поражала своей несоветской красотой, благородной осанкой и аристократическим профилем. И только близкие актрисы знали, что она действительно имела дворянское происхождение, ее отец был расстрелян, а ее саму называли дочерью «врага народа». Она чудом избежала репрессий, но на ее долю выпало немало других испытаний.

Софья родилась 17 мая 1911 г. в семье польского дворянина Станислава Пилявского, сосланного в Красноярск за участие в марксистском кружке. Согласно традициям католических дворянских семей, девочку крестили тремя именами: Софья Аделаида Антуанетта, но впоследствии все близкие называли ее Зосей. Будучи единомышленником Ленина, в 1917 г. отец уехал в Петроград помогать ему в подготовке революции, позже семья отправилась вслед за ним. Он стал крупным партийным чиновником, и какое-то время их жизнь была безбедной.

Театром Зося увлеклась еще в 4-м классе: она ставила спектакли в школе, а позже удивлялась, как ее переводили из класса в класс – ведь ничем, кроме театра, она не интересовалась. Она занималась в кружке у Зинаиды Соколовой, сестры Станиславского, и с тех пор вся ее жизнь была посвящена МХАТу.

В Студии при МХАТе Софья познакомилась с актером Николаем Дорохиным, который вскоре стал ее мужем. Со своим отцом она его так и не успела познакомить. В назначенный день отец просто исчез, а на следующий день она узнала, что его арестовали. Узнав об этом, директор театра посоветовал ей написать заявление об уходе по собственному желанию. Но Станиславский порвал это заявление и не позволил девушке уйти,тем самым оградив ее от репрессий. «Очевидно, меня оставили в театре, не желая спорить со Станиславским», – говорила она.

Софья Пилявская в фильме *Заговор обреченных*, 1950 | Фото: kino-teatr.ru
В своих мемуарах, озаглавленных просто – «Грустная книга» – актриса позже вспоминала: «Отношение окружающих было разное: большинство избегали, кто-то сочувствовал открыто (таких было мало), а кто-то – только взглядом, кивком, наспех. С увольнением не спешили (оказалось, Станиславский не завизировал мое заявление), но когда на спектакль приезжало правительство, за кулисами было тесно от незнакомых людей и «штатские» перед моим выходом на сцену проводили руками по бокам (нет ли оружия?)».

Только много лет спустя актриса узнала о том, что ее отца расстреляли через два месяца после ареста. Ее брата уволили с работы, дочь отца от второго брака исключили из комсомола. Если бы не Станиславский, Софья Пилявская как «дочь врага народа» могла бы остаться без работы. Ее мужа не раз вызывали в НКВД и принуждали к сотрудничеству. Из-за этого в 33 года он перенес первый инфаркт, а от последнего в 48 лет он скончался.

Софья Пилявская теряла близких одного за другим. Во время войны погибли брат и сестра, затем умер муж, потом ушла из жизни мама. Актриса пережила мужа на 46 лет, но больше так и не вышла замуж, объясняя это тем, что «с ее Коленькой никто не сравнится».

Актриса посвятила свою жизнь театру и в кино снималась редко. Но на предложение Михаила Козакова сыграть в его фильме «Покровские ворота» ответила согласием. Режиссер рассказывал: «Я наметил на роль тетушки Костика именно Софью Станиславовну. Костик – интеллигент, приехавший в Москву, и тетушка его – настоящая московская интеллигентка. Ну, кто мог лучше Софьи Станиславовны Пилявской, с ее красотой (а она была красива до конца жизни), с ее безупречными манерами, с ее очарованием, сыграть эту роль? Она не просто ее потом сыграла.

Если эта картина вообще существует, надо благодарить мне и всем нам Софью Станиславовну Пилявскую. Когда положение стало совершенно критическим… Я знаю хорошее отношение тогдашнего главы Гостелерадиофонда Сергея Лапина, всесильного чиновника, друга Брежнева, человека образованного, надо сказать, умного, но очень жесткого. У него чутье было, что можно, а что нельзя ставить и показывать… В общем, зная его хорошее отношение к мхатовским старикам, я говорю: «Софья Станиславовна, спасите меня, попросите приема у Сергея Георгиевича, он Вам не откажет, поговорите с ним, уговорите». Как теперь говорят, «уболтайте» его». И она это сделала».

Софья Пилявская в фильме *Покровские ворота*, 1982 | Фото: kino-teatr.ru
В последние годы жизни она чувствовала себя очень одинокой и всеми забытой. В 1998 г. актриса сказала: «Я так не хотела дожить до столетия МХАТа. А вот дожила. Я так одинока». Ее не стало в 2000 г. МХАТу она отдала почти 70 лет своей жизни.

Источник: kulturologia.ru