Какие опасности таит в себе чувство стыда

192

Скорее всего, вам тоже такое говорили. Когда люди критикуют чье-то поведение или поучают ребенка, они часто говорят: «Ни стыда, ни совести!» Многие считают, что пристыдить – это более приемлемый способ корректировки поведения, чем физические или другие формы наказания. Иногда таким способом люди выражают свое несогласие с действиями других. Чувство стыда отличается от чувства вины, которое основано на вашем собственном мнении о своем плохом поступке по отношению к другому.

Изменится ли поведение, если пристыдить кого-то, станет ли оно лучше? Для людей, которым не все равно, что о них думают другие, чувство стыда может предотвратить поведение, которое вызвало бы порицание. Как форма наказания, стыд — это неприятное чувство, которое большинство людей стараются избегать. Кроме того, стыд имеет более внешний характер: человек оценивает свои поступки с точки зрения того, как к ним относятся или могли бы отнестись окружающие. Осознание стыда включает страх критики и социального отторжения. Этот страх достаточно серьезный и является мощным средством поведенческого контроля.

Даже в тех случаях, когда стыд успешно влияет на поведение, нужно спросить: «а какой ценой?» Стыд может превратиться в интернализированное (усвоенное) чувство и пристыженный человек начинает воспринимать себя с неодобрением. Когда стыд становится глубоким и устойчивым, у человека может развиться депрессия или социофобия.

Чувство стыда может привести к тягостным долговременным воспоминаниям, которые могут затмить ключевые моменты события и разрушить то, что можно было бы запомнить как счастливые, удачные моменты, которыми можно было бы гордиться. Радость спортивной победы может быть омрачена чувством стыда, если тренер или родители раскритикуют выступление спортсмена. Чувство стыда может разрушить проявление любви, когда подарок не рассматривают, как важный или ценный по сравнению с другими. Уважение к достоинству других необходимо для развития хороших отношений, а также для формирования у людей здорового чувства самовосприятия. Со временем, чувство стыда может превратиться в затаенную обиду, что, в конечном счете, ослабит или вовсе разрушит отношения.

Недавние исследования показали, что способность испытывать стыд развивается уже в возрасте 3 лет. В одном исследовании дети дошкольного возраста высказывали негативную самооценку: «Я такой плохой ребенок». Особенно важны выводы, которые указывают на то, что высокий уровень стыда был связан с начинающейся депрессией у дошкольников. То, что незначительно для взрослых, может очень волновать маленького ребенка. И это не надо забывать. Сказать «как не стыдно!» малышу настолько обыденно, что многие не придают этому большое значение. Но в сознании ребенка такие заявления дают ему понять, кто же он есть на самом деле. Дошкольник формирует образ себя, согласно тому, как его оценивают другие, особенно воспитатели и те, кого он любит.

Для развития нашей самооценки важно, чтобы те, кем мы восхищаемся и кого любим, гордились нами. Ощущение поддержки и любви способствует развитию у нас чувства доверия и безопасности, тогда как чувство отверженности увеличивает тревожность и приводит к социальной изоляции. Гораздо важнее вознаграждать и хвалить за желаемое поведение, чем отрицательно реагировать на нежелательное. Прежде чем стыдить кого-то, кто вас раздражает или обижает, помните, что инцидент, который вызывает у вас неодобрение, может стереться из памяти или утратить прежнюю значимость, в то время как чувство стыда может развить у человека нездоровое самовосприятие. Чувство стыда не побуждает к просоциальному поведению (добровольное поведение, призванное приносить пользу другому человеку), оно приводит к социальному отчуждению и низкой самооценке

Источник: