Как говорил Адриано Челентано устами Феликса в «Блефе»: «Когда блефуешь, не важно, что у тебя на руках. Важно заставить оппонентов поверить, что у тебя что-то стоящее». А что может дать блеф (не путать с ложью!) обычному человеку — в смысле, не преступнику?
Самый простой блеф — преувеличение. Его используют практически все женщины и изредка мужчины. К примеру, бюстгальтеры пуш-ап заставляют поверить, что «карманная пара» девушки значительно сильнее, чем она есть на самом деле! Ловится рыбка на этот крючок? Ещё как ловится! Но это повседневные мелочи, а ведь были в мировой истории и более любопытные случаи удачного блефа…
Твоя моя не понимать, но играть отлично!
Это умение с блеском продемонстрировал австрийский актер Петер Лорре в 1933 году. Тогда он, спасаясь от гитлеровского режима, уехал в Англию. Денег на жизнь у австрийца не было, языка он не знал и делать ничего, кроме лицедейства, не умел. Как бы вы поступили на его месте? Взялись бы за любую работу за хлеб? Не таков был Петер! Он через англоязычных знакомых договорился о встрече с великим Альфредом Хичкоком.
При встрече Лорре ничего не говорил, но зато как он слушал! Петер с искренним интересом кивал, глубокомысленно хмыкал, смеялся до слёз и даже аплодировал Хичкоку. Режиссёр был просто очарован этим эмоциональным и чутким человеком и предложил ему роль в своём фильме «Человек, который слишком много знал». Петеру на съемках пришлось нелегко — язык он так и не выучил, а роль заучивал наизусть по звукам!
С Лениным и Виктюком не поспоришь!
Театральные творения Романа Виктюка невозможно представить без провокации, скандальности и эпатажа. Но как же смог молодой режиссер в те далёкие советские времена пробиться, а не быть сосланным в глубочайшую провинцию за одно только намерение выделиться? Оказывается, он исполнил виртуозный блеф на самом старте своей карьеры!
Тогда Виктюк трудился в Калининском ТЮЗе и вознамерился поставить «Коварство и любовь» Шиллера. Когда до партийных руководителей театра дошли слухи о содержании произведения (несчастные влюбленные, козни распутной фаворитки и прочие любовные выкрутасы), они в ужасе вызвали Романа «на ковёр».
Но, отвечая на «как можно для советского зрителя вот это???», экзальтированный блондин пылко заявил, что выполняет заветы Ильича! В качестве доказательства этого неожиданного заявления Виктюк зачитал фразу из письма Клары Цеткин Надежде Константиновне Крупской: «Володя влюбился в шиллеровскую драму Kabale und Liebe и мечтает, чтобы в советском театре обязательно сделали такую постановку!». Роман читал невероятно убедительно, с выражением и на немецком. Партийцы не стали искать оригинальное письмо и проверять информацию — наперекор заветам Ленина идти было никак нельзя. Виктюк поставил пьесу и заявил о своём таланте.
Как продать непродаваемое
И всё же самый блестящий блеф вне покера продемонстрировал чешский аферист-авантюрист Виктор Люстиг. Он умудрился продать не что иное, как Эйфелеву башню, причём дважды! Он представился крупным руководителем из французского Министерства почты и телеграфа и пригласил бизнесменов, специализирующихся на металлоломе, на встречу в дорогущий парижский ресторан.
В беседе с этими толстосумами он посетовал на то, что содержание такой махины, как Эйфелева башня, слишком дорого обходится государству. А если за конструкцией не следить и не ухаживать, она в конце концов рухнет и погубит сотни или тысячи парижан и гостей Франции. По словам Люстига, правительство решило снести проблемное строение и продать по частям на аукционе. Ну, а кому же разрезать эдакую верзилу, как не специалистам в металлоломе?! Вот он и хочет выяснить, кто же из них сможет справиться с задачей. За приличные деньги, конечно!