12 правил вежливой беседы

Следующие правила содержались в письме влиятельного английского юриста Мэттью Хейла, которое он написал своим детям в 1692 году. Поразительно, насколько они актуальны сегодня, более чем три столетия спустя!

1. Никогда не выдавайте за правду то, что, как вы знаете или думаете, является ложью. Ложь является большим преступлением против самого человечества, так как там, где не уважают правду, не может быть безопасного общества. И это является вредным для оратора, так как, помимо позора, приносимого ему этим, это приводит к такой низменности ума, что он едва может говорить правду или избегать лжи, даже когда он в ней не нуждается. Со временем он приходит к тому, что другие люди отказываются верить в то, что он говорит правду, да и он сам едва знает, когда он говорит неправду.

2. Вы должны не просто стараться не лгать, но и близко не подходить ко лжи. Вы не должны говорить двусмысленно или утверждать что-то, о чём вы имеете право лишь сообщать, делать предположения или высказывать мнение.

3. Будьте немногословным, чтобы не лишать себя возможности приобретения знаний, мудрости и опыта путём выслушивания тех, кого вы заставляете молчать своим «бесцеремонным разговором».

4. Не будьте слишком важным, громким или горячим в своём разговоре. Закрывайте рот своему оппоненту разумом, а не шумом.

5. Старайтесь не перебивать другого человека, когда он говорит. Выслушайте его, и вы поймёте его лучше и сможете дать ему лучший ответ.

6. Думайте, прежде чем говорить, особенно если дело является важным. Взвешивайте смысл того, что вы хотите сказать, и выражений, которые вы собираетесь использовать. Нетактичные люди не думают перед тем, как говорить, или же сначала говорят, а потом думают.

7. Когда вы находитесь в компании легкомысленных, тщеславных, бесцеремонных людей, пусть наблюдение за их ошибками делает вас более осторожным, как в разговоре с ними, так и в общем поведении, чтобы вы могли избежать их ошибок.

8. Старайтесь не хвалить себя. Это является признаком того, что ваша репутация является невысокой и падающей, если вы должны сами себя хвалить.

9. Говорите хорошо об отсутствующих людях при каждой подходящей возможности. Никогда не говорите плохо о них или любом другом человеке, если вы не уверены в том, что они этого заслуживают, и если это не является необходимым для их исправления или обеспечения безопасности или выгоды других.

10. Не глумитесь и не шутите над состоянием или недостатками другого человека. Такие оскорбления оставляют глубокий след.

11. Старайтесь не говорить другому человеку укоризненных, угрожающих или язвительных слов. При осуждении ошибок делайте это без упрёков или злобы. Иначе осуждение не достигнет своей истинной цели и, вместо исправления, будет раздражать нарушителя и справедливо делать порицателя открытым для критики.

12. Если человек поддаётся эмоциям и бранит вас, лучше пожалейте, а не злитесь на него. Вы увидите, что молчание или очень спокойные слова являются наилучшим ответом на упрёки. Они или излечат раздражённого человека и заставят его пожалеть о своих эмоциях, или будут болезненным упрёком и наказанием для него. Но, в любом случае, они сохранят вашу невиновность, принесут вам репутацию мудрого и сдержанного человека и поддержат безмятежность и спокойствие вашего ума

Источник: muz4in.net